СРО СРО

СРО НП СРО НП

СРО НП СРО НП

СРО НП СРО НП

СРО НП СРО НП

СРО НП СРО НП

Часто задаваемые вопросы (ЧаВо) - F.A.Q.

Раздел подготовлен по материалам интервью
Вице-президента НП "Союз Энерго Аудит"
Добровольского Юрия Сергеевича
изданию "Деловой Петербург"


     1. Что изменится с выходом нового закона в сфере энергетических проверок?

Основной идеей, заложенной в закон об энергосбережении, было снижение энергоемкости ВВП Российской Федерации к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к 2007 году при любом сценарии развития экономики Российской Федерации. По словам нашего премьер-министра Владимира Владимировича Путина, в некоторых отраслях Российской промышленности, энергопотребление в пять раз выше, чем у аналогичных западных предприятий. В тоже время нехватка энергетических ресурсов является сдерживающим фактором развития экономики. Поэтому новый закон, стимулируя энергосбережение, должен будет способствовать экономическому развитию нашего государства.


     2. Кто может осуществлять энергетические проверки (Энергоаудит предприятия) (члены СРО, государственные органы, министерство энергетики)?

Осуществлять энергетические обследования, результатом которого будет составление энергетического паспорта, могут юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, соответствующие квалификационным требованиям и являющиеся членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования. На Минэнерго возложены дополнительные функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения, ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и контролирования их деятельности, а так же целый ряд других функций, направленный на обеспечение работы по энергосбережению.


     3. Когда, по Вашим прогнозам, начнется проведение энергетических проверок? 

Работа по энергетическим обследованиям ведется уже давно, но до введения закона об энергосбережении она не имела массового характера. Чтобы новый закон заработал в полную силу, необходима подготовка большого числа подзаконных актов. Отсутствие нормативной базы сдерживает начало новой эпохи энергосбережения. Мы оцениваем, что масштабная работа в этой области начнется во второй половине 2010 года. Как раз к этому моменту вступят в силу изменения в законодательных актах, в том числе предусматривающих ответственность за неисполнение требований закона об энергосбережении.


     4. Какие предприятия подпадают под обязательные энергетические обследования?

Обязательное энергетическое обследование должны пройти все организации с государственным участием, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, предприятия, осуществляющие производство, транспортировку и переработку энергии и топливных ресурсов, организации, совокупные затраты которых на потребление энергетических ресурсов превышают 10 000 000 рублей в год, а также организации, у которых мероприятия по энергосбережению финансируются из федерального бюджета.


     5. Попадут ли под обязательное энергетическое обследование многоквартирные дома, садоводческие товарищества, объединенные общими сетями; коттеджные поселки, строительные площадки компаний (ведь если сложить потребление всех строительных площадок одной строительной компании – получится приличное потребление энергоресурсов)?

Многоквартирные дома должны соответствовать требованиям энергетической эффективности. Для вновь вводимых и реконструируемых зданий проверкой на соответствие требованиям энергетической эффективности будут заниматься органы госстройнадзора. Энергетические паспорта таких объектов могут составляться на основании проектной документации. В перечень требований к содержанию общего имущества в многоквартирных домах входят требования о проведении мероприятий по энергосбережению.
     Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в садоводческих товариществах носят рекомендательный характер, проведение энергетических обследований объектов инфраструктуры производится на добровольной основе. На объекты индивидуального жилищного строительства с количеством этажей не более трех, дачных и садовых домов действие требований энергоэффективности не распространяются.
     Строительные организации попадают под обязательное энергетическое обследование только в случае если их суммарные затраты на топливно-энергетические ресурсы превышают 10 000 000 рублей в год.


     6. Порядок проведения «необязательного» энергетического обследования?

Любое энергетическое обследование начинается с изучения основных характеристик объекта, таких как производственно-технологическая структура, особенности энергетических систем, специфика технологических процессов. После этого происходит сбор исходной информации о составе и состоянии энергетического оборудования, режимы работы технологических производств, нормативов использования топливно-энергетических ресурсов, конструкционные параметры зданий и сооружений. На следующем этапе производится приборное обследование объекта. Осуществляется программа измерений, по статистической обработке результатов которой, оценивается эффективность использования энергетических ресурсов. Затем разрабатывается концепция энергосбережения, выявляются энергосберегающие мероприятия, осуществляется их технико-экономическая оценка, с последующим выбором приоритетности внедрения мероприятий, в результате чего составляется программа энергосбережения. На заключительном этапе формируется и заполняется энергетический паспорт и составляется отчет о проделанной работе.
     Обязательное энергетическое обследование проводится комплексно по всем видам потребляемых топливно-энергетических ресурсов. Необязательное энергетическое обследование может быть произведено частично, например исследование может проводиться с целью экономии только тепла или электроэнергии.


     7. Нужно ли взимание платы за проведение обязательного энергетического обследования?

Стоимость работ по проведению энергетических обследований на крупных предприятиях национального масштаба, может достигать десятков миллионов рублей, проведение такой работы невозможно на безвозмездной основе. Не смотря на заметную стоимость, эта работа является экономически оправданной, тем более в условиях грядущей либерализации энергетического рынка.


     8. Нужно ли взимание платы за проведение Необязательного энергоаудита?

Любое энергетического обследование это кропотливый труд группы профессионалов высокого уровня, который должен быть вознагражден. Однако существуют и успешно используются схемы, в которых оплата услуг по энергосбережению производится из сэкономленных средств, что не требует от заказчика затрат на проведение энергетического аудита.


     9. Разработаны ли методики в сфере энергоаудита? Они доступны для предприятий для подготовки к проведению энергоаудита? Их можно заказать или купить и нужны ли они предприятиям заранее?

Методики проведения энергетических обследований разрабатывали компании проводящие энергетический аудит. Эти методики проходили процедуру утверждения. Прогресс не стоит на месте и поэтому непрерывно происходит появление новых методик. Сейчас эти методики будут утверждаться непосредственно СРО, хотя возможно будет назначен некий уполномоченный орган, по согласованию и утверждению этих методик.
     Предприятия, на которых проводится энергетическое обследование, в целях контроля качества, могут запрашивать у исполнителя методики, по которым будет произведено обследование, хотя экспертиза методик из-за своей сложности не всегда возможна сотрудниками предприятия. Особой необходимости в этом нет, ведь эти методики проходят не простую процедуру согласования, и не нужны предприятию для подготовки к энергоаудиту. 


     10. Что является результатом проведения энергоаудита?

На пути эффективного и рационального использования энергетических ресурсов нужно сделать несколько шагов. Первым из них будет проведение энергетического обследования, в результате которого, потребитель энергетических ресурсов должен получить отчет о проведенном обследовании и энергетический паспорт. Качественно сделанный отчет будет содержать программу энергосбережения. На втором этапе заключается энергосервисный контракт и реализуется программа энергосбережения. В результате проделанной работы достигается запланированный экономический эффект.


     11. Подойдут ли старые формы Энергетического паспорта до разработки Минэнерго новых форм? «Критичные» места энергетического паспорта объекта?

     В настоящее время действует ГОСТ Р 51379-99 Энергетического паспорта промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов, введенный в действие в конце 1999 года. Все идет к тому, что паспорта будут составляться по новым формам, которые вскоре появятся. Как видно из названия, ГОСТ рассчитан на промышленного потребителя энергоресурсов, поэтому не всегда удовлетворяет многообразию обследуемых объектов.


     12. Кто должен составлять планы повышения энергоэффективности, что примерно будет в них входить? 

Самый главный план повышения энергоэффективности Российской Федерации был составлен правительством нашей страны. В этот план входит снижение финансирования федеральных ведомств в части оплаты энергоресурсов, предусматривает мероприятия по оснащению потребителей приборами учета, а также стимулирование потребителей для перехода на энергосберегающие технологии. Другой раздел этого плана посвящен повышению энергоэффективности товаров, работ и услуг. Следующий раздел призван повысить энергоэффективность для населения - и что особенно важно - в жилом секторе и при новом жилищном строительстве. Запланированы мероприятия по энергосбережению в отдельных секторах экономики, в частности в сфере транспорта и металлургии. 


     13. Что такое энергосервисный контракт? Кто является исполнителем по этому контракту? Обязательно ли их привлекать? Платные ли это услуги?  

Энергосервисный контракт это договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Исполнителем по этому контракту могут быть как подрядные организации, так и организации поставщики энергетических ресурсов. Услуги эти платные, но их стоимость может быть включена в договор поставки или передачи энергетических ресурсов.


     14. Предусмотрены существенные административные штрафы за нарушение требований энергоэффективности и непроведения обязательного энергетического обследования как можно их избежать предприятию?

Очевидный ответ на этот вопрос это соблюдать требования закона. Срок окупаемости многих энергосервисных мероприятий около 2-3 лет, поэтому повышение энергетической эффективности предприятий и организаций выгодное и перспективное занятие, хотя этот простой факт не всегда осознается руководством этих предприятий. Многие собственники задолго до введения законом требований по повышению энергоэффективности успешно занимались энергосбережением, следуя принципу сэкономленный рубль – это заработанный рубль.


     15. Если протокол уже составлен, возможно ли оспорить это наказание? 

В статье 30.3 Кодекса об административных нарушений сказано, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Воспользовавшись этим правом можно оспорить это постановление.


     16. Какие предложения по энергосбережению в уже построенном и введенном в эксплуатацию многоквартирном доме можно посоветовать жильцам дома?

В многоквартирных домах задача энергосбережения разделяется на две составляющие. Наиболее объемная и сложная с технической точки зрения это работа по проведению энергосберегающих мероприятий в местах общего пользования, общеинженерных системах и ограждающих конструкциях. Можно привести в пример проект реконструкции «Хрущевки» в одном из районов г. Санкт-Петербурга. За счет средств, полученных от реализации квартир в надстроенной мансарде, были произведены утепление ограждающих конструкций, замена оконных блоков и реконструкция инженерных сетей, автоматизация систем отопления и освещения мест общего пользования. В результате был получен существенный экономический эффект.
     Другой составляющей экономии в многоквартирных домах является повышение энергетической эффективности отдельных квартир. Жильцам можно посоветовать энергосберегающее освещение, переход на бытовую технику высоких классов энергоэффективност, соответствующих реальным потребностям холодильников, стиральных и посудомоечных машин, установку счетчиков воды и многотарифных счетчиков электрической энергии, правильное проветривание помещений, и что не маловажно – повышение общей культуры пользования бытовыми приборами и водой.

Энергоаудиторские компании Члены СРО в регионах

г. Благовещенск Амурская обл.
г. Нижний Новгород
г. Тюмень
г. Великий Новгород
г. Волгоград
г. Краснодар и обл.
г. Тамбов
г. Ростов-на-Дону
г. Москва
г. Воронеж
г. Сургут Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
г. Липецк
г. Магадан
г. Мончегорск Мурманская обл.
г. Мурманск
г. Петрозаводск
г. Самара
г. Саратов
г. Сургут
г. Тобольск
г. Череповец Вологодская обл.
г. Калининград
г. Красноярск
г. Самара
г. Петропавловск-Камчатский