СРО СРО

СРО НП СРО НП

СРО НП СРО НП

СРО НП СРО НП

СРО НП СРО НП

СРО НП СРО НП

Материалы

Энергоаудиту - зеленый свет

Добровольский Юрий Сергеевич
вице-президент НП "Союз Энерго Аудит"


     Ранее действовавший закон (№ 28 от 03.04.1996) носил декларативный характер, не имел механизма стимулирования и фактически исполнялся только теми, кто по собственной инициативе был озабочен сбережением ресурсов, приглашал энергоаудиторов и после их работы переходил на новые технологические решения и проводил энергосберегающие мероприятия. 

     Значительные изменения уже произошли для организаций, проводящих энергоаудиторские проверки. После предыдущих шестнадцати лет ожидания – впервые их услуги востребованы государством в полном объеме.

     Новым федеральным законом «Об энергосбережении» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, вступившим в силу 27 ноября 2009 года предусматривается ряд стимулирующих мер, которые затронут не только каждого гражданина, как рядового потребителя, так и большинство крупных организаций - пользователей энергетических ресурсов. 

     Изменения затронут государственные органы и службы, отвечающие за разработку новых технических документов в отношении энергоэффективности; энергогенерирующие, электросетевые и энергосбытовые компании.

     Начинается государственное регулирование в области энергосбережения. В документации, маркировке и этикетках на товары, потребляющие энергетические ресурсы, в том числе и бытовые устройства, будет содержаться информация о классе их энергетической эффективности.

     Новым законом введено понятие энергетического обследования, объектом которого могут стать выпускаемая продукция, технологические процессы и организации – потребители энергетических ресурсов. Комплексной задачей энергетического обследования является разработка перечня мероприятий по энергосбережению и определению их стоимости. Для этого производится изучение объема потребляемых энергетических ресурсов и определяется эффективность их использования.

     Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, которые должны соответствовать закону о саморегулируемых организациях и дополнительным требованиям к СРО, предъявляемым законом об энергосбережении.

     Саморегулируемая организация создается на базе некоммерческого партнерства. Некоммерческая организация приобретает статус СРО в области энергетического обследования при соблюдении ряда условий. Необходимо соблюдение численного состава, в количестве не менее двадцати пяти юридических лиц или индивидуальных предпринимателей или не менее сорока физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, или в её составе должно находиться не менее пятнадцати юр.лиц или предпринимателей и не менее десяти физических лиц. Для получения статуса саморегулируемой организации некоммерческим партнерством должны быть разработаны стандарты и правила, обязательные для выполнения всеми членами СРО, должен быть сформирован компенсационный фонд для обеспечения имущественной ответственности ее членов перед потребителями услуг, которая может возникнуть в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.

     20 февраля 2010 года было подписано "Постановление правительства № 67 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". Уполномоченным органом по контролю и ведению реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования было назначено Министерство Энергетики Российской Федерации. Как уполномоченный орган Минэнерго будет осуществлять присвоение статуса саморегулируемой организации, проводить плановые и внеплановые проверки.

     Законом об энергосбережении установлен перечень организаций, для которых энергетическое обследование проводится в обязательном порядке. К их числу относятся все организации с государственным участием, организации осуществляющие регулируемые виды деятельности, предприятия, осуществляющие производство, транспортировку и переработку энергии и топливных ресурсов, организации совокупные затраты которых на потребление энергетических ресурсов превышают 10 000 000 рублей в год, а также организации, у которых мероприятия по энергосбережению финансируются из федерального бюджета.

     Финансирование энергетических обследований в большинстве случаев происходит за счет средств заказчика этих обследований. Начиная с 2010 года, статья на финансирование энергетических обследований и мероприятий по энергосбережению включается в бюджет государственных организаций.

     По результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт в который в табличном виде заносится информация, связанная с потреблением энергетических ресурсов, их инструментальном учете, потерях и мероприятиях по энергосбережению.

     Для зданий и строений после капитального ремонта, реконструкции и вновь вводимых в эксплуатацию получение энергетического паспорта обязательно. Производится определение класса энергетической эффективности, который указывается на фасаде здания. Паспорт на такие здания может быть составлен как на основании проектной документации, так и на основании энергетического обследования.

     10 марта 2010 года вышел Приказ Министерства энергетики Российской Федерации «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, требований к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации и правил предоставления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования». Этот приказ утвердил новую форму энергетического паспорта, которая пришла на смену старому энергетическому паспорту промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов введенного в 1999 году (ГОСТ Р 51379-99). Требования этого приказа носят обязательный характер для саморегулируемых организаций и лиц, проводящих обязательные энергетические обследования, и носят рекомендательный характер при добровольном энергетическом обследовании.

     Вышедший приказ по сути содержит описание двух энергетических паспортов. Новый энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов, который составляется по результатам энергетического обследования и энергетический паспорт зданий и сооружений, который составляется на основании проектной документации. Паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов основной своей частью повторяет своего предшественника, но более детален и дополнен разделом, содержащим информацию о потерях при передаче энергетических ресурсов и разделом, в котором содержится информация о потенциале энергосбережения и оценивается возможная экономия энергетических ресурсов в натуральном выражении. 

     В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Выполнение задачи проведения таких мероприятий ложится на лицо ответственное за содержание многоквартирного дома.

     Законом об энергосбережении введено понятие энергосервисного контракта, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на обеспечение экономии энергетических ресурсов потребителями. Возможно заключение договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора. Такие договоры могут содержать условие о проведении расчетов по такому договору исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.

     Для бюджетных учреждений законом предусмотрены дополнительные требования. Начиная уже с 1 января 2010 года бюджетные организации обязаны обеспечить снижение потребления воды, топлива, тепловой и электрической энергии, в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году.

     В бюджетном учреждении, если расходы на покупку энергетических ресурсов для него составляют более чем десять миллионов рублей в год, должно быть назначено лицо, ответственное за проведение мероприятий по энергосбережению.

     Дополнительные требования предусмотрены так же и для организаций с участием государства и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

     Эти организации должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие целевые показатели энергосбережения, ожидаемые результаты, включая экономический эффект от проведения мероприятий.

     При установлении тарифов на энергетические ресурсы, которые подлежат государственному регулированию, потребителям должна быть обеспечена возможность выбора тарифов, которые дифференцированы по времени суток или иным критериям.

     Государственная поддержка инвестиционной деятельности в области энергосбережения может осуществляться, применением мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, на реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения повышения энергетической эффективности.

     Новым законом предусматривается информационное обеспечение мероприятий по повышению энергетической эффективности пропаганда и популяризация энергосбережения. В средствах массовой информации будут публиковаться программы в области энергосбережения, потребители будут информироваться об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, будет распространяться информации о потенциале энергосбережения в системах коммунальной инфраструктуры.

     Проведение обязательных энергетических обследований позволит предприятиям выявить области нерационального использования энергетических ресурсов, и путем оптимизации и внедрения энергосберегающих технологий повысить эффективность своей деятельности, получить экономический эффект непосредственно за счет экономии энергетических ресурсов, и за счет снижения себестоимости продукции или услуг, что в свою очередь приведет к повышению конкурентной способности продукции на рынке. Более того, работа по энергосбережению позволит избежать существенных штрафов, предусмотренных новым законом для потребителей энергетических ресурсов не нацеленных на внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности.

     Потенциал энергосбережения в нашей стране очень велик. В некоторых отраслях промышленности энергопотребление превышает западные аналоги в 4-5 раз. В таких условиях работа по энергосбережению является не только оправданной, но и необходимой. Не смотря на то, что проведение энергетических обследований и внедрение мероприятий по энергосбережению зачастую требует существенных затрат, анализ показывает что такая работа экономически целесообразна. Сроки окупаемости многих мероприятий не превышают 2-3 лет, а при учете либерализации рынка энергоносителей окупаемость может произойти еще быстрее. Именно по этому многие предприятия оптимизировали свою деятельность исходя из соображений экономии энергетических ресурсов за долго до выхода нового закона об энергосбережении. В связи с проведением обязательных энергетических проверок и появлением новых энергосберегающих технологий мероприятия по энергосбережению будут носить массовый и типовой характер, что должно привести к понижению их стоимости. Доступность этих мероприятий позволит предприятиям более активно проводит их внедрение, что еще больше стимулирует развитие энергосбережения в нашей стране.

Энергоаудиторские компании Члены СРО в регионах

г. Благовещенск Амурская обл.
г. Нижний Новгород
г. Тюмень
г. Великий Новгород
г. Волгоград
г. Краснодар и обл.
г. Тамбов
г. Ростов-на-Дону
г. Москва
г. Воронеж
г. Сургут Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
г. Липецк
г. Магадан
г. Мончегорск Мурманская обл.
г. Мурманск
г. Петрозаводск
г. Самара
г. Саратов
г. Сургут
г. Тобольск
г. Череповец Вологодская обл.
г. Калининград
г. Красноярск
г. Самара
г. Петропавловск-Камчатский